Маршрутная сеть пассажирского транспорта в Саратове сформировалась давно и до 90-х годов прошлого века оставалась достаточно стабильной. В городе функционировали 46 городских автобусных маршрутов, проходящих, в основном, по центральным улицам. Однако к середине 90-х годов возможности пассажирского транспорта стали явно отставать от реальных потребностей населения города. При этих обстоятельствах возникла необходимость расширения маршрутной сети общественного пассажирского автотранспорта с учетом пожеланий и предложений жителей города.
Конструктивные шаги
При решении этих вопросов требовался больший уровень координации. С целью более четкого регулирования деятельности предприятий общественного пассажирского транспорта всех форм собственности для улучшения качества обслуживания пассажиров, создания благоприятного инвестиционного климата в транспортной сфере возникла необходимость создания муниципального учреждения МУ «Транспортное управление». В дальнейшем оно показало свою необходимость транспортной сфере, и что особенно важно, оправдало себя в полной мере.
За годы работы управления было сделано немало конструктивных шагов по урегулированию процесса пассажирских перевозок, развитию маршрутной сети, созданию диспетчерской службы, объединению общих усилий перевозчиков. О результатах проведенной работы можно судить по показателям, к которым МУ «Транспортное Управление» пришло в 2010 году. Доходы от платных услуг, оказываемых перевозчиками, составили свыше 47, 2 млн. рублей, что на 6 процентов больше в сравнении с аналогичным периодом 2009 года.
Для улучшения пропускной способности улиц, а также повышения качества работы общественного транспорта в дальнейшем активно производилась замена автобусов особого малого класса на автобусы средней и большой вместимости. В 2010 году перевозчиками было приобретено 174 единицы подвижного состава на общую сумму около четверти миллиарда рублей. Большая часть автобусов 2010 года выпуска были большой и средней вместимости. В этот период полностью обновлен подвижной состав (110 единиц) на маршрутах 13, 32, 52,56, 58, 72, 99. За счет оптимизации транспортных потоков, обновления подвижного состава удалось сократить количество микроавтобусов марки «ГАЗель» на 280 единиц. Проведенные мероприятия позволили разгрузить магистральные направления: пр.50 лет Октября, ул. Чернышевского, ул. Чапаева.
Требовала своего решения и проблема электротранспорта. Средний возраст парка троллейбусов составляет 15,1 лет, трамваев -19,9 лет. Комплексный подход к решению наболевших проблем и решению вопросов по оптимизации маршрутной сети, замене подвижного состава, привлечение подготовленных кадров в отрасль пассажирского транспорта давал положительные результаты при тесном сотрудничестве транспортников с дорожными, градостроительными и коммунальными службами, городским отделом ГИБДД,
Большая работа проводилась по совершенствованию культуры обслуживания пассажиров. При этом ставилась важная цель: привить транспортникам уважение к своей профессии. Многие кондуктора и водители на маршрутах 2Д, 6, 11, 18Д, 53 стали работать в форменной одежде. Активизировалась работа с диспетчерским составом.
Важным моментом в жизни предприятия стал выход 22 декабря 2011 года Постановления «О создании муниципального казенного учреждения «Транспортное управление».
Наша справка: Переход транспортного управления на новый статус явился важным моментом в его развитии. Следует подчеркнуть, что казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти.
Государственные (муниципальные) казенные учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций. Они имеют право в переходный период получать доход от коммерческой деятельности, при одновременном бюджетном финансировании.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение (в данном случае МКУ) представляет собой муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и/ или исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий (в данном случае) органа местного самоуправления. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые ему в органах Федерального Казначейства лицевые счета.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. То есть, оно может самостоятельно, без уведомления, с собственником или исполнительным органом, в ведении которого оно находится, инициировать судебные иски.
Особенности правового положения казенных учреждений
Есть основные особенности правого положения казенных учреждений
– финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 БК РФ);
– операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах (в данном случае) в финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п. 4 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ);
– казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 5, 7 ст. 161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;
Способ финансирования казенного учреждения - за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, бюджетного - на основе финансирования государственного или муниципального задания.
В контакте с предприятиями-перевозчиками
Преобразования в административно-правовой сфере создали возможности для дальнейшего развития транспортной структуры общественного пассажирского транспорта. В этот период наметились новые направления в работе предприятий – перевозчиков. Особо следует здесь выделить научно-техническую сферу. Дальнейшие перспективы развития пассажирского транспорта в городе были тесно связаны с системой навигационного наблюдения «ГЛОНАСС». На пассажирском транспорте были установлены 700 приборов (в основном на автобусах большой вместимости). С их помощью можно получать оперативную информацию о пробках, и узнать, как обстоят дела на трассах маршрутов.
Особенно хорошо новшество привилось в АО «Автокомбинат-2». Если посмотреть маршруты, по которым курсируют его автобусы то, они охватываю значительную часть Саратова, начиная от Елшанки, поселка «Солнечный», Третьей Дачной, включая Железнодорожный вокзал, ул. Московскую и до самого центра города. Не случайно именно здесь успешно освоен опыт внедрения в работу системы GLONASS и использование возможностей системы в интересах службы БДД и обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Сегодня системой GLONASS в автокомбинате в полной мере оборудован весь подвижной состав. В целом система работает стабильно. На предприятии специально для нее оборудована диспетчерская, где с помощью компьютера есть возможность вести контроль за водительской дисциплиной. Отрабатывается вариант, чтобы сразу (с монитора) получить данные о нарушении, например, непосредственно по факту нарушения скоростного режима.
Важно отметить и то, что в автокомбинате используется современный подвижной состав автобусы марок «Пежо», «Форд-транзит», «Мерседес», отвечающие самым высоким техническим и экологическим требованиям. Контрольный механик на выходе проверяет буквально все от светового оборудования, тормозной системы до состояния колес.
Успешно применяется система «ГЛОНАСС» и в ОАО "Межгородтранс". Здесь в вопросах внедрения новшеств и развития производства действует взятый с 2011 года трехгодичный цикл. При этом четко обозначена задача, чтобы устаревшие модели автобусов (например, старые "ГАЗели") были заменены на "Форды", "Пежо", "Фиаты". За последний период эта задача успешно решается.
На предприятии хорошая производственная, ремонтная база. Действуют три поста для микроавтобусов, шесть - для автобусов большой вместимости. Ремонт, мойка осуществляются в круглосуточном режиме. В паспортах отражены пробеги То-2 и ТО-1. Здесь хорошо работает служба, обеспечивающая выпуск пассажирского автотранспорта на линию. Строго проверяется чистота салонов, внешний вид, техническое состояние.
Следует отметить, что именно на маршрутах ОАО «Межгородтранс» работают низкопольные автобусы, приспособленные для перевозки граждан, которым трудно передвигаться самостоятельно. Речь, в частности, идёт о маршруте 2Д, где автобусы оборудованы откидными пандусами, предназначенными для посадки и высадки инвалидов-колясочников.
Что касается МУПП «СГЭТ» то и здесь успешная работа во многом зависит от обновления подвижного состава. Новый транспорт успешно вытесняет устаревающие «Газели». В общей сложности обновлены 80 процентов маршрутов. По вместимости (расчет на 24 места) «Форды» меньшим числом заменяют большее число «Газелей». Они также позволяют освободить улицы города от неэкологичного транспорта, так как соответствуют стандарту «Евро – 5» и европейскому сертификату безопасности. Машины нового поколения постепенно выходят и на отдаленные маршруты. Техника обновляется за счет предпринимателей, которые заключили с предприятием договор. Получается так, что предприятие предоставляет работу, а частные предприниматели, которые получили маршруты, находят средства обновить подвижной состав. Как отмечают экономические обозреватели, именно в Саратове частный бизнес, связанный с пассажирским транспортом, развивается особенно активно.
Выявление нарушений должно сочетаться как с профилактической работой, так и с неизбежной ответственностью за последствия совершенного нарушения. Чтобы у водителя не формировалось чувство безнаказанности, негативно влияющее на транспортную дисциплину. В связи с этим интересен опыт работы в этом направлении ООО «Икар-Транс». Сейчас в областном центре повсеместно установлены, как стационарные, так и передвижные фотокамеры для видео фиксации нарушений правил дорожного движения. За счет хорошего технического оснащения нарушителей выявляют сразу же. Задача облегчается благодаря тому, что весь подвижной состав на предприятии ООО «Икар-Транс» принадлежит ему же. По адресу водителя, совершившего нарушение, тут же направляется письмо – уведомление. Добиться конкретных положительных результатов помогает тесное взаимодействие ГИБДД с этим предприятием.
Такой подход к делу совпадает с задачами, поставленными губернатором области Валерием Радаевым об усилении инструментального контроля на дорогах региона.
Организация пассажирских перевозок
Проблема развития транспортной инфраструктуры города Саратова является одной из наиболее острых проблем в развитии всего городского хозяйства в целом. Это в первую очередь связано с высокими темпами автомобилизации.
Наша справка: по состоянию на 2002 год по данным ГИБДД в городе было зарегистрировано 190 тыс. единиц автотранспорта, а на 1 января 2016 года уже 330 тысяч. То есть, за последние 14 лет количество автотранспорта на улицах города выросло на 173, 7 процента.
Маршрутная сеть общественного городского автомобильного транспорта на сегодняшний день году согласно реестру маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа насчитывает 91 маршрут (в том числе 8 сезонных). За АО «Автокомбинат-2» закреплено 36 маршрутов, МУПП «Саратовгорэлетротранс» - 22 маршрута, ОАО «Межгородтранс» - 19 маршрутов, ООО «Икар» - 14 маршрутов.
Ежедневно на маршруты города выпускается 710-960 единиц подвижного состава (в зависимости от дня недели и сезона эксплуатации), из них 320 ед. – автобусы большой вместимости, остальные малой и средней. Объём перевозок пассажиров составил более 101 млн. 383 тыс. пассажиров. За 2015 год реализовано 777,8 тыс. штук льготных проездных билетов, для обеспечения проезда граждан льготных категорий. Протяжённость маршрутной сети автобусных маршрутов составляет 1046 км.
Что касается электротранспорта, трамвайных маршрутов насчитывается 10, троллейбусных - 11. протяжённость трамвайных маршрутов составляет – 121 км, контактной сети троллейбусных маршрутов – 132 км. Общее количество остановочных пунктов – 843.
Понятно, что и сегодня существует много проблем и задач, которые необходимо решить в ближайшей перспективе. Особое внимание уделяется улучшению качества транспортного обслуживания жителей новых микрорайонов Саратова. Рассматривается вопрос об организации новых остановочных пунктов в микрорайонах: «Звезда», «Изумрудный», 7-й и 9-й Кировского района.
В числе повседневных задач организация работы транспорта в часы пик, соблюдение графика движения в утреннее и вечернее время (чтобы автобусы ходили строго по расписанию), соблюдение правил в интересах безопасности дорожного движения. Это касается также необходимости громкоговорящей связи и сообщенияй об остановках.
В рамках реализации положений Генерального плана города в области транспорта за последние годы подготовлены и утверждены проекты планировки территории на линейные объекты транспортной инфраструктуры, в том числе, в направлении жилого района Солнечный-2, проект планировки Предмостовой площади и площади перед речным вокзалом, проект планировки привокзальной площади (с возможностью устройства подземного паркинга) и др. Особого внимания заслуживает транспортная развязка в районе ост. «Стрелка» (Кировский район)
В числе приоритетных остаются каждодневные вопросы организации и выполнения перевозочного процесса на городских автобусных маршрутах в рамках соблюдения договоров с предприятиями-перевозчиками. Речь идет о контроле выполнения перевозчиками расписания движения на маршрутах; координация действий перевозчиков в процессе перевозок; анализ транспортной работы на маршрутах регулярных перевозок; подготовка предложений по организации перевозок и оптимизации маршрутной сети.